Мода в литографиях. Цвет выдры сочетается с цветом кукурузы


1 марта 2024 года в рамках выездного методического дня сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея приняли участие в модном показе. Это были моды XIX — начала XX века, и представлены они в старинных литографиях и хромолитографиях.

Выставка литографий второй половины XIX – начала ХХ века «Модный Париж в акварели» проходит в Тверской областной библиотеке имени Горького при поддержке Министерства туризма Тверской области. Здесь представлены уникальные экспонаты из частной коллекции: раскрашенные вручную литографии из модных журналов той эпохи. Фасоны платьев, которые носили (или о которых мечтали) наши прапрабабушки, завораживают. А как поэтичны названия! «Атласное платье цвета лепестков розы». А может, «индийского павлина»? Или «цвета выдры»? Можете представить себе этот оттенок?
Организаторы выставки задались целью не просто показать прекрасные гравюры, но и дать посетителям возможность прочесть про моду XIX века «на его языке», погрузиться в атмосферу светской жизни. Поэтому подписи к иллюстрациям из французских модных журналов были переведены с сохранением стилистики изданий.

– Казалось бы, что сложного перевести с французского «длинное платье, шляпка, перчатки». Но оказалось, что каждое описание платья в старинном модном журнале – художественное, образное произведение. «Бант небрежно ниспадает на шлейф», «струящееся платье из муслина и алансонского кружева» … Это поэзия, это надо читать неспешно, погружаясь в атмосферу, – рассказывает о тонкостях перевода Ольга Козлова, заведующая отделом литературы на иностранных языках.

– Создание выставки потребовало долгой и кропотливой работы, но до чего же она была интересной. Примечательно, что мода той эпохи полна отсылок к другим видам искусства и даже историческим событиям. Вот, например, «платье в стиле Ватто» – дамы сразу понимали, что речь идёт о туалетах с ниспадающими складками на спине, как на полотнах Антуана Ватто, одного из главных представителей эпохи рококо. Или блуза «гарибальдийка» – знак свободолюбия, этот фасон вдохновлен восстанием Гарибальди в 1860 году. Особенно много таких ассоциативных нитей в моде пушкинской эпохи. Так, на самом известном тверитянам памятнике, Пушкин изображён в цилиндре «боливар» (он стал популярен как дань уважения одному из самых известных руководителей борьбы за независимость испанских колоний в Америке), и в плаще «альмавива» – а это из произведений Бомарше. То есть, мода может включать в себя очень много музыки, живописи, литературы, истории и политики, – говорит Наталья Егорова, заведующая отделом литературы по искусству областной библиотеки имени Горького.

Экспонаты, представленные на выставке, рассказали нам не только о силуэте и линии, но и о техническом прорыве в развитии печати, когда литография стала использоваться для воспроизведения картин, создания книжных иллюстраций и сделала мир прекрасного более доступным. С историей гравюры и нюансами литографической техники собравшихся познакомил коллекционер Геннадий Ярцев, это он предоставил для проведения выставки часть своей коллекции.

– Эта выставка посвящена памяти моей мамы Тамары и её любви к правнучке Стасе. Когда мама впервые увидела эти произведения искусства, она сказала: «Вот бы их показать». Теперь её желание выполнено. Это мой первый опыт участия в организации выставки. Но думаю, будут и другие, – говорит коллекционер.
Так, идея может получить развитие на базе Всероссийского историко-этнографического музея, его сотрудники обсудили с коллегами из Горьковки и с владельцем экспонатов перспективы совместных проектов.

Зрители узнали, что гравюры, в отличие от живописных полотен, не могут постоянно быть в центре внимания. Они должны «отдыхать», особенно летом.
– У гравюр особая специфика экспонирования. Чтобы избежать выцветания, их даже в специально оборудованных помещениях выставляют на срок до трех месяцев, а в обычных залах и того меньше. И важно выбирать время года, когда солнце светит не ярко, световой день короткий, – рассказывает Геннадий Ярцев.
Выставка «вживую» продлится до 30 марта. Затем уникальные экспонаты отправятся на «летние каникулы». Но очень вероятно, что они ещё вернутся в Тверскую область и будут представлены в Торжке.