В Торжке учёные собрались на юбилейную конференцию


В ВИЭМ стартовала юбилейная V Всероссийская научно-практическая конференция «Музейные чтения им. Д. С. Лихачёва», собравшая учёных, историков, музейных работников из разных городов России, от Санкт-Петербурга до Оренбурга.
– Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева не случайно стало паролем, на который отзываются коллеги со всей страны. Ещё во времена перестройки он говорил о развитии малых городов, предлагал концентрировать научные, культурные направления именно в провинции, создавать масштабные образовательные проекты по всей территории России. Сегодня эта необходимость стала очевидной. Малые города, отдалённые регионы – под особым вниманием государства, – отметила, приветствуя гостей, директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова.
Традиционно первый день конференции посвящён этнографии. Итоги работы Ассоциации этнографических музеев России в уходящем году подвела Мария Воронова, координатор Ассоциации, советник директора Российского этнографического музея.
– Основной задачей нашего сообщества стало выстраивание взаимоотношений между центральными и региональными музеями, создание симметричных связей и постоянного культурного обмена, – подчеркнула Мария Владимировна.
В Ассоциацию на сегодняшний день входит 147 музеев из 57 округов и трех новых регионов России.
– В текущем году была налажена работа с музеями Донецка, Луганска, Херсона, к нам присоединились 10 музеев из новых регионов России. На будущий год, в числе прочего, запланировано открытие там детских музейных центров, – рассказывает Мария Воронова.
Собравшиеся обсудили пути развития проекта «Музейные маршруты России». Наметили идеи к 80-летию Победы. Большой интерес вызвал проект «Музейный полк». Он посвящён сотрудникам музеев, которые спасали коллекции в военные годы, продолжали научную работу в самых тяжёлых условиях и оставили нам живую, правдивую, объективную память. Проект стартует в 2024 году.
В планах Ассоциации и такое актуальное направление, как популяризация здорового образа жизни через культуру. Всё большим спросом пользуются экскурсии и интерактивы, которые включают в познавательную и культурную программу элементы подвижных игр, спортивных практик. Опытом в этой сфере готовы поделиться музеи Бурятии и Дагестана.
Собравшиеся обсудили вопросы сохранения уникальных народных ремёсел и их интеграции в современность.
– Это работает, люди стремятся украшать свою жизнь и часто обращаются для этого к своим корням, к традициям предков, черпают вдохновение на фестивалях, мастер-классах, в музейных залах. Порой я вижу в повседневной жизни элементы дизайна, одежды, игрушки, украшения и понимаю, что это подсмотрели у нас. И это радует, это и называется – народная память, культурный код, – делится Мария Воронова.
О музейных практиках, позволяющих прикоснуться к культурным кодам разных народов России, рассказала кандидат исторических наук Мария Янес, заведующая отделом Центр ремесленных традиций РЭМ.
На конференции представили интереснейшие промыслы России. Бисерные узоры Сибири перекликаются с набивными рисунками Карелии и Архангельска. Впервые к Лихачевским чтениям присоединились участники из Югры. В эти дни на форуме «Россия» проходят дни Ханты-Мансийского автономного округа, так что коллеги из Сибири выступают на двух площадках. Они познакомили участников конференции с уникальной остяцкой вышивкой.
– На холсте мастерицы сначала вышивали узор. И только потом из расшитого полотна кроили рубаху. Холст использовался льняной, конопляный, а чаще крапивный. Кондийская земля славилась крапивными холстами, у нас тут крапива вырастает под два метра ростом, поэтому изготовление ткани из её волокон было очень развито, – рассказывает Ольга Бубновене, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского округа.

Коллеги из Музея-заповедника «Кижи» в своих выступлениях подняли темы взаимодействия музея и ремесленника, презентации в музейном пространстве традиционной карельской вышивки, набойки. А в завершение были проведены два мастер-класса.
О том, как старинные мотивы народов Севера интерпретируются современными дизайнерами и как налажено сотрудничество музеев и современной креативной индустрии, рассказала искусствовед Ксения Илауски.
Опытом продвижения традиционного ремесла на уровень бренда региона поделились оренбуржцы (оренбургский пуховый платок стал символом территории). Новоторы, в свою очередь, рассказали о том, какой вклад в продвижение Верхневолжья и развитие современного искусства вносит мастерство золотошвей.
Конференция продлится два дня. Темой второго дня станет археология, также будет работать секция, посвященная наследию Николая Львова.